РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуальное
«Избранные вопросы математики»
Уровень общего образования (класс)_основное общее образование, 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Компьютеризация общества, внедрение современных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определяет стиль мышления, вырабатываемый математикой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а так же во внеурочное время на факультативах и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить знания учащихся.
Программа предполагает изучение таких вопросов, которые входят в школьный курс математики. Такой подбор материала преследует с одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой стороны – восполнение некоторых пробелов основного курса.
Программа рассчитана на учащихся, которым необходимо сдавать экзамен по математике (ОГЭ). Ее содержание позволяет охватить основные вопросы школьного курса математики (с 5 по 9 классы). Включенный в программу материал может применятся для разных групп школьников. Программа ориентирована на практическое применение и обладает достаточной контролируемостью.
Цель курса:
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи курса:
· Обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности.
· Сформировать у учащихся навык решения более сложных задач и умение ориентироваться в теоретическом материале этого уровня.
· Посредством контролирующих работ по каждой теме выяснить, на каком уровне находится каждый ученик, занимающийся по данной программе.
· Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю).
В процессе обучения учащиеся приобретают умения и навыки:
- преобразование целых и дробных выражений;
- решения уравнений, неравенств и систем неравенств;
- исследования функций;
- построения графиков;
- выполнять вычисления;
- проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов;
- сопоставлять, проводить сравнения и аналогии;
- переносить знания в новую ситуацию.
Особенности курса:
1. Краткость изучения материала.
2. Практическая значимость для учащихся.
3. Нетрадиционные формы изучения материала.
Формы организации занятий – практикумы по решению задач, зачетные работы, лекции, беседы, деловые игры.
Виды деятельности учащихся –
- поиск информации, заданий в ресурсах Интернет, в печатных изданиях,
- рефлексия своей учебной деятельности при изучении курса,
- выполнение домашних заданий / по выбору учащихся /,
- создание собственного проекта(изготовление математического лото, медиапрезентации по одной из изучаемых тем, творческий отчет)
Форма проведения итоговой аттестации – тестирование.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
лекция / если объёмный материал занятия – новинка для слушателя/,
мини-лекция / если новый материал небольшой по объёму/,
консультация / если материал изучался в урочное время/,
занятие-обсуждение / работа над проблемной ситуацией/.
Учащиеся должны научиться решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Следует отметить при этом, что требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведёт к угасанию интереса.
В каждой теме курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На занятиях можно использовать фронтальный метод работы / практикум /, который охватывает большую часть учащихся группы. Эта форма работы развивает точную, лаконическую речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Проверочные / самостоятельные / работы рассчитаны на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава слушателей курса, их подготовленности.
Работа в группах / парах / выполняется в сотрудничестве с учителем, выполняют различные задания в соответствии с познавательными интересами в каждой группе, приоритетами и возможностями, с обязательным обсуждением результатов работы.
Предлагаемая программа мобильна, т.е. даёт возможность уменьшить количество задач по данной теме при установлении степени достижения результатов.
Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше, так как курс строится на базе школьной программы с постепенным усложнением заданий
Способ оценивания работы учащихся на курсе – отзыв учителя о проделанной работе учащегося и сертификат об успешном окончании элективного курса.
3.Календарно-тематическое планирование 9 кл
№ |
Название темы |
Кол- во часов |
Дата |
1 |
Преобразование арифметических выражений |
1ч |
05.09 |
2 |
Понятие процента |
1ч |
12.09 |
3 |
Преобразования рациональных выражений |
1ч |
19.09
|
4 |
Огранизация ГИА-9. Демовариант, спецификация, кодификатор. |
1ч |
26.09 |
5 |
Уравнения |
2ч
|
03.10 10.10 |
6 |
Системы уравнений |
2ч |
17.10
24.10 |
7 |
Текстовые задачи |
2ч |
31.10
14.11 |
8 |
Геометрические задания |
2ч |
21.11
28.11 |
9 |
Тестирование Он-лайн |
2ч |
05.12
12.12 |
10 |
Геометрические задания |
2ч |
19.12
26.12 |
11 |
Неравенства |
2ч |
16.01
23.01 |
12 |
Системы неравенств |
2ч |
30.01
06.02 |
13 |
Элементарные функции и их графики |
3ч |
13.02
20.02
27.02 |
14 |
Задачи по теории вероятности, математической статистике |
2ч |
06.03
13.03 |
15 |
Решение задач повышенной сложности |
3ч |
20.03
01.04
10.04 |
16 |
Правила поведения на экзамене, рекомендации по психологической подготовке к экзамену. |
2 ч |
17.04
24.04 |
17 |
Тестирование Он-лайн |
2ч |
08.05
15.05
|
18 |
Обобщение |
1ч |
22.05 |
Задание ОГЭ – 2018г. (ФИПИ)
1.Расходы на одну из статей городского бюджета составляют 6,8%. Выразите эту часть бюджета десятичной дробью.
2.Найдите значение выражения 8v6?2v?2 .v3 .
3.Акции предприятия распределены между государством и частными лицами в отношении 3:2. Общая прибыль предприятия после уплаты налогов за год составила 63 млн руб. Какая сумма (в рублях) из этой прибыли должна пойти на выплату частным акционерам?
4.Площадь территории Чехии составляет 79 тыс. км2. Как эта величина записывается в стандартном виде?
5.Какое из данных чисел v0,16 , v1,6 , v1600 является рациональным?
6.Найдите значение выражения 2-7?2-8 / 2-9.
7.После уценки телевизора его новая цена составила 0,9 старой. На сколько процентов уменьшилась цена телевизора в результате уценки?
8.Найдите значение выражения (6,8?10-2)(8?10-4) .
9.В городе 70000 жителей, причём 39% — это пенсионеры. Сколько примерно человек составляет эта категория жителей? Ответ округлите до тысяч.
10.Найдите значение выражения 182,5?2,4 .
11. Найдите площадь треугольника со сторонами 16, 25, 39.
12. Найдите значение выражения (6b?8)(8b+6)?8b(6b+8) при b =??8,2
13.Найдите значение выражения (7b?8)(8b+7)?8b(7b+8) при b=5,6 .
14. Квадратный трёхчлен разложен на множители: 5x2?+2x?3=5(x+1)(x?a) . Найдите a .
15.Решите уравнение x3+4x2=9x+36
16.Решите уравнение x3=x2+6x .
17. Решите систему уравнений x?2y=?8х,
4+y?23=?1.
18. При каких значениях m вершины парабол у = –х2 + 4mх – m и у = х2 +2mх – 2 расположены по одну сторону от оси х?
o 2)система не имеет решений.
o
o 3) 
4) 