Авторская программа
элективного курса «Проблемные вопросы ГИА-2015»
для 9-х классов
учитель математики
МБОУ СОШ №12
г. Красного Сулина
Голдобина С.Н
2014
Пояснительная записка
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Компьютеризация общества, внедрение современных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определяет стиль мышления, вырабатываемый математикой.
С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения экзамена по математике ГИА, котораая вошла уже в штатный режим.. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому подготовка должна быть другой. Весь курс математики, выносимый на ГИА делится на три модуля: «Алгебра». «Геометрия», «Реальная математика» (задания с практическим содержанием).
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а так же во внеурочное время на факультативах и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить знания учащихся всего класса.
Программа предполагает изучение таких вопросов, которые входят в школьный курс математики, но сформулированы вопросы как в заданиях КИМов. Такой подбор материала преследует с одной стороны - создание базы для развития способностей учащихся, с другой стороны – восполнение некоторых пробелов основного курса.
Программа рассчитана на учащихся, которым необходимо сдавать экзамен по математике (ГИА). Ее содержание позволяет охватить основные вопросы школьного курса математики (с 5 по 9 классы). Включенный в программу материал может применяться для разных групп школьников. Программа ориентирована на практическое применение и обладает достаточной контролируемостью.
Цель курса:
Подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи курса:
· Обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности.
· Сформировать у учащихся навык решения более сложных задач и умение ориентироваться в теоретическом материале этого уровня.
· Посредством контролирующих работ по каждой теме выяснить, на каком уровне находится каждый ученик, занимающийся по данной программе.
· Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю), однако один день совпадает с каникулами, т.е. фактически будет проведено 33 часа..
В процессе обучения учащиеся приобретают умения и навыки:
- в преобразовании целых и дробных выражений;
- в решении уравнений, неравенств и систем неравенств;
- в исследовании функций;
- при построении графиков;
- при выполнении вычислений;
- при проведении обобщения, классификации, систематизации объектов, используя свой социальный опыт при решении задач с практическим содержанием;
- при сопоставлении, проводить сравнения и аналогии;
- при переносе знаний в новую ситуацию.
Тематическое планирование курса
№ |
Название темы |
Кол- во часов |
Форма проведения |
Дата |
Форма контроля |
теория |
практика |
1. |
Преобразования рациональных алгебраических выражений |
1ч |
2ч |
Мини-лекция, мини- практика
|
2;9;16.09 |
Разноуровневая работа |
2. |
Уравнения |
|
3ч |
Комбиниров. урок |
23;
30.09; 07.10. |
Проверочная работа |
3. |
Системы уравнений |
|
3ч |
Комбинированный урок, работа в парах |
14;21.
10; 04.11. |
Взаимоконтроль |
4. |
Неравенства |
1ч |
3ч |
обзорная лекция,
практикум |
11;18;
25; 11.
02.12 |
Работа в парах |
5. |
Системы неравенств |
1ч |
2ч |
Урок практикум |
07;15:
22.12 |
Самостоятельная работа |
6. |
Текстовые задачи |
|
5ч |
практикум |
27.12;
13;20;27.01; 03.02. |
практикум |
7. |
Элементарные функции и их графики |
1ч |
3ч |
Лекция,
практикум |
10;17;24.02;03.03 |
Практикум |
8. |
Прогрессии |
|
2ч |
Систематизация знаний |
10;17.03 |
Проверочная работа |
9. |
Теория вероятности |
|
3ч |
Занятие-
обсуждение |
07;14;21.04. |
Комментированное обсуждение |
10 |
Тестирование Он-лайн |
|
3ч |
тесты по методике КИМов ГИА-2014 |
28.04;05;12;1905. |
|
|
ИТОГО |
4ч |
29 |
|
|
Литература:
Для учителя:
1. КИМы, разработанные ФИПИ.
2. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И – М: Наука. Гл. ред. Физ.мат. лит. 1987. 240 с.
3. Учебники 7 за 8 – 9 классы, авторы Ю.Н. Макарычев, Алимов и др.
4. Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация – «ГИА-2014». Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Ростов-на Дону «Легион"
5. Д.И. Мальцева «Математика 9 класс ГИА 2014»,из-во «Народное образование», Москва 2013г.
Особенности курса:
1. Краткость изучения материала.
2. Практическая значимость для учащихся.
3. Нетрадиционные формы изучения материала.
Формы организации занятий – практикумы по решению задач, зачетные работы, лекции, беседы, деловые игры.
Виды деятельности учащихся –
- поиск информации, заданий в ресурсах Интернет, в печатных изданиях,
- рефлексия своей учебной деятельности при изучении курса,
- выполнение домашних заданий / по выбору учащихся /,
- создание собственного проекта(изготовление математического лото, медиапрезентации по одной из изучаемых тем, творческий отчет)
Форма проведения итоговой аттестации – тестирование.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
лекция / если объёмный материал занятия – новинка для слушателя/,
мини-лекция / если новый материал небольшой по объёму/,
консультация / если материал изучался в урочное время/,
занятие-обсуждение / работа над проблемной ситуацией/.
Учащиеся должны научиться решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Следует отметить при этом, что требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведёт к угасанию интереса.
В каждой теме курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На занятиях можно использовать фронтальный метод работы / практикум /, который охватывает большую часть учащихся группы. Эта форма работы развивает точную, лаконическую речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Проверочные / самостоятельные / работы рассчитаны на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава слушателей курса, их подготовленности.
Работа в группах / парах / выполняется в сотрудничестве с учителем, выполняют различные задания в соответствии с познавательными интересами в каждой группе, приоритетами и возможностями, с обязательным обсуждением результатов работы.
Предлагаемая программа мобильна, т.е. даёт возможность уменьшить количество задач по данной теме при установлении степени достижения результатов.
Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше, так как курс строится на базе школьной программы с постепенным усложнением заданий. Способ оценивания работы учащихся на курсе – отзыв учителя о проделанной работе учащегося и сертификат об успешном окончании элективного курса, разработанный учителем и утверждённый на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла.
Авторская программа
элективного курса «Проблемные вопросы ГИА-2015»
для 9-х классов
учитель математики
МБОУ СОШ №12
г. Красного Сулина
Голдобина С.Н
2014
Пояснительная записка
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Компьютеризация общества, внедрение современных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определяет стиль мышления, вырабатываемый математикой.
С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения экзамена по математике ГИА, котораая вошла уже в штатный режим.. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому подготовка должна быть другой. Весь курс математики, выносимый на ГИА делится на три модуля: «Алгебра». «Геометрия», «Реальная математика» (задания с практическим содержанием).
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а так же во внеурочное время на факультативах и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить знания учащихся всего класса.
Программа предполагает изучение таких вопросов, которые входят в школьный курс математики, но сформулированы вопросы как в заданиях КИМов. Такой подбор материала преследует с одной стороны - создание базы для развития способностей учащихся, с другой стороны – восполнение некоторых пробелов основного курса.
Программа рассчитана на учащихся, которым необходимо сдавать экзамен по математике (ГИА). Ее содержание позволяет охватить основные вопросы школьного курса математики (с 5 по 9 классы). Включенный в программу материал может применяться для разных групп школьников. Программа ориентирована на практическое применение и обладает достаточной контролируемостью.
Цель курса:
Подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи курса:
· Обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности.
· Сформировать у учащихся навык решения более сложных задач и умение ориентироваться в теоретическом материале этого уровня.
· Посредством контролирующих работ по каждой теме выяснить, на каком уровне находится каждый ученик, занимающийся по данной программе.
· Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю), однако один день совпадает с каникулами, т.е. фактически будет проведено 33 часа..
В процессе обучения учащиеся приобретают умения и навыки:
- в преобразовании целых и дробных выражений;
- в решении уравнений, неравенств и систем неравенств;
- в исследовании функций;
- при построении графиков;
- при выполнении вычислений;
- при проведении обобщения, классификации, систематизации объектов, используя свой социальный опыт при решении задач с практическим содержанием;
- при сопоставлении, проводить сравнения и аналогии;
- при переносе знаний в новую ситуацию.
Тематическое планирование курса
№ |
Название темы |
Кол- во часов |
Форма проведения |
Дата |
Форма контроля |
теория |
практика |
1. |
Преобразования рациональных алгебраических выражений |
1ч |
2ч |
Мини-лекция, мини- практика
|
2;9;16.09 |
Разноуровневая работа |
2. |
Уравнения |
|
3ч |
Комбиниров. урок |
23;
30.09; 07.10. |
Проверочная работа |
3. |
Системы уравнений |
|
3ч |
Комбинированный урок, работа в парах |
14;21.
10; 04.11. |
Взаимоконтроль |
4. |
Неравенства |
1ч |
3ч |
обзорная лекция,
практикум |
11;18;
25; 11.
02.12 |
Работа в парах |
5. |
Системы неравенств |
1ч |
2ч |
Урок практикум |
07;15:
22.12 |
Самостоятельная работа |
6. |
Текстовые задачи |
|
5ч |
практикум |
27.12;
13;20;27.01; 03.02. |
практикум |
7. |
Элементарные функции и их графики |
1ч |
3ч |
Лекция,
практикум |
10;17;24.02;03.03 |
Практикум |
8. |
Прогрессии |
|
2ч |
Систематизация знаний |
10;17.03 |
Проверочная работа |
9. |
Теория вероятности |
|
3ч |
Занятие-
обсуждение |
07;14;21.04. |
Комментированное обсуждение |
10 |
Тестирование Он-лайн |
|
3ч |
тесты по методике КИМов ГИА-2014 |
28.04;05;12;1905. |
|
|
ИТОГО |
4ч |
29 |
|
|
Литература:
Для учителя:
1. КИМы, разработанные ФИПИ.
2. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И – М: Наука. Гл. ред. Физ.мат. лит. 1987. 240 с.
3. Учебники 7 за 8 – 9 классы, авторы Ю.Н. Макарычев, Алимов и др.
4. Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация – «ГИА-2014». Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Ростов-на Дону «Легион"
5. Д.И. Мальцева «Математика 9 класс ГИА 2014»,из-во «Народное образование», Москва 2013г.
Особенности курса:
1. Краткость изучения материала.
2. Практическая значимость для учащихся.
3. Нетрадиционные формы изучения материала.
Формы организации занятий – практикумы по решению задач, зачетные работы, лекции, беседы, деловые игры.
Виды деятельности учащихся –
- поиск информации, заданий в ресурсах Интернет, в печатных изданиях,
- рефлексия своей учебной деятельности при изучении курса,
- выполнение домашних заданий / по выбору учащихся /,
- создание собственного проекта(изготовление математического лото, медиапрезентации по одной из изучаемых тем, творческий отчет)
Форма проведения итоговой аттестации – тестирование.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
лекция / если объёмный материал занятия – новинка для слушателя/,
мини-лекция / если новый материал небольшой по объёму/,
консультация / если материал изучался в урочное время/,
занятие-обсуждение / работа над проблемной ситуацией/.
Учащиеся должны научиться решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Следует отметить при этом, что требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведёт к угасанию интереса.
В каждой теме курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На занятиях можно использовать фронтальный метод работы / практикум /, который охватывает большую часть учащихся группы. Эта форма работы развивает точную, лаконическую речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Проверочные / самостоятельные / работы рассчитаны на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава слушателей курса, их подготовленности.
Работа в группах / парах / выполняется в сотрудничестве с учителем, выполняют различные задания в соответствии с познавательными интересами в каждой группе, приоритетами и возможностями, с обязательным обсуждением результатов работы.
Предлагаемая программа мобильна, т.е. даёт возможность уменьшить количество задач по данной теме при установлении степени достижения результатов.
Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше, так как курс строится на базе школьной программы с постепенным усложнением заданий. Способ оценивания работы учащихся на курсе – отзыв учителя о проделанной работе учащегося и сертификат об успешном окончании элективного курса, разработанный учителем и утверждённый на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла.