Красносулинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 12
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
Приказ от_____________ №_____
Директор____________ Коломыйцев Д.А.
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по______ алгебре ________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)_основное общее образование, 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Голдобина С.Н.
(ФИО)
Программа разработана на основе примерной учебной программы основного общего образования для общеобразовательных школ по математике и авторской программой по алгебре Мерзляк А.Г. и сборника «Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.», Просвещение, 2012 год, составитель А.А.Кузнецова.
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе
авторской программы предметной линии системы УМК «Алгоритм успеха» по алгебре 7-9 классов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ СОШ №12 и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по алгебре. Используемый УМК включает: учебник для общеобразовательных классов Алгебра. 9 класс. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир . – М.: Вентана-Граф, 2019. Учебный план МБОУ СОШ №12 предусматривает в 9 классе изучение алгебры в объеме 101 часа в год, 3 часа в неделю (5мая 2020 праздничный день).
1. Планируемые результаты обучения
в личностном направлении:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
в метапредметном направлении:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе:
• развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата:
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
• корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
3) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
4) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
5) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
6) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
в предметном направлении:
Выпускник научится в 7-9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Элементы теории множеств и математической логики
• Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
• задавать множества перечислением их элементов;
• находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях;
• приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.
Числа
• рациональное число, арифметический квадратный корень;
• оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;
• распознавать рациональные и иррациональные числа;
• сравнивать числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
• выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
• составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Тождественные преобразования
• использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
• выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• понимать смысл записи числа в стандартном виде;
• оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».
Уравнения и неравенства
• Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения;
• проверять справедливость числовых равенств;
• решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.
Функции
• Находить значение функции по заданному значению аргумента;
• находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
• определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости;
• по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
• строить график линейной функции;
• проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);
• определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
• использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
• Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
• строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
• осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
• составлять план решения задачи;
• выделять этапы решения задачи;
• интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
• решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).
История математики
• Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
• знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
• понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
• Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
• Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)
Элементы теории множеств и математической логики
• множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
• изображать множества и отношение множеств с помощью кругов Эйлера;
• определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;
• задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания;
• оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);
• строить высказывания, отрицания высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
• использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений.
Числа
• Оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел;
• выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
• сравнивать рациональные и иррациональные числа;
• представлять рациональное число в виде десятичной дроби
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
• выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
• составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
• записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения.
Тождественные преобразования
• раскладывать на множители квадратный трехчлен;
• выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и отрицательную степень;
• выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
• выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни;
• выполнять преобразования выражений, содержащих модуль.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.
Уравнения
• Оперировать понятиями: уравнение, корень уравнения, равносильные уравнения, область определения уравнения;
• решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований;
• решать дробно-линейные уравнения;
• решать простейшие иррациональные уравнения;
• решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной;
• решать несложные квадратные уравнения с параметром;
• решать несложные системы линейных уравнений с параметрами.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• составлять и решать квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, при решении задач других учебных предметов;
• выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений при решении задач других учебных предметов;
• выбирать соответствующие уравнения, или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
• уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
Функции
• Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства;
• строить графики квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: ;
• исследовать функцию по ее графику;
• находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
• использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.
История математики
• Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
• понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
• Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
• выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
• использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
• применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
2. Содержание курса алгебры 9 класса
1. Неравенства.
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель — ознакомить учащихся с применение: неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы. Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств, находить применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности. Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменно: дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решат простейшие неравенства вида ах>b, ах<b, остановившись специально на случае, когда а <0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
2. Квадратичная функция.
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = aх2 + bх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции. I
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах2 + b, у = а (х - m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции y = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хп при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводится понятие корня n-й степени. Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
3. Неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с >0 или ах2 + bх + с <0, где а ? 0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + + с > 0 или ах2 + bх + с<О, где а ? 0 , осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции.
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
4. Неравенства с двумя переменными
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй.
Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными: второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
5. Элементы прикладной математики.
Математическое моделирование. Процентные расчеты. Приближенные вычисления. Основные правила комбинаторики. Относительная частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике.
Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводится понятие «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6. Числовые последовательности.
Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-гочлена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых га членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
7. Алгебра в историческом развитии
Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда аль-Хорезми. История формирования математического языка. История развития понятия функции.
Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. Н.И. Лобачевский. В.Я. Буняковский. А.Н. Колмогоров. Ф. Виет. П. Ферма. Р. Декарт. Н. Тарталья. Д. Кардано. Н. Абель. Б. Паскаль. Л. Пизанский. К. Гаусс.
1. Повторение (итоговое)
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить материала, изученного в 5-9 классе.
3. Тематическое планирование
№п\п |
Тема урока |
Кол-во час |
Дата |
1. |
Повторение основных понятий курса 8 класса |
1 |
03.09 |
2. |
Повторение основных понятий курса 8 класса |
1 |
04.09 |
3. |
Входная контрольная работа |
1 |
05.09 |
|
Неравенства (19 часов) |
19 |
|
4. |
Числовые неравенства |
1 |
10.09 |
5. |
Числовые неравенства |
1 |
11.09 |
6. |
Основные свойства числовых неравенств |
1 |
12.09 |
7. |
Сложение числовых неравенств |
1 |
17.09 |
8. |
Умножение числовых неравенств |
1 |
18.09 |
9. |
Оценивание значения выражения |
1 |
19.09 |
10. |
Неравенства с одной переменной |
1 |
24.09 |
11. |
Числовые промежутки |
1 |
25.09 |
12. |
Решение линейных неравенств с одной переменной |
1 |
26.09 |
13. |
Решение линейных неравенств с одной переменной |
1 |
01.10 |
14. |
Решение заданий сводящихся к решению линейных неравенств |
1 |
02.10 |
15. |
Решение заданий сводящихся к решению линейных неравенств |
1 |
03.10 |
16. |
Пересечение числовых промежутков |
1 |
08.10 |
17. |
Системы линейных неравенств с одной переменной |
1 |
09.10 |
18. |
Системы линейных неравенств с одной переменной |
1 |
10.10 |
19. |
Системы линейных неравенств с одной переменной |
1 |
15.10 |
20. |
Заданий, сводящиеся к решению системы линейных неравенств |
1 |
16.10 |
21. |
Обзорный урок по теме «Неравенства» |
1 |
17.10 |
22. |
Контрольная работа №1 по теме «Неравенства» |
1 |
22.10 |
|
Квадратичная функция (37 часов) |
37 |
|
23. |
Повторение и расширение сведений о функции |
1 |
23.10 |
24. |
Повторение и расширение сведений о функции |
1 |
24.10 |
25. |
Нули функции |
1 |
05.11 |
26. |
Промежутки знакопостоянства функции |
1 |
06.11 |
27. |
Промежутки возрастания и убывания функции |
1 |
07.11 |
28. |
Построение графика функции y=kf(x) |
1 |
12.11 |
29. |
Построение графика функции y=kf(x) |
1 |
13.11 |
30. |
Построение графика функции y=f(x)+b |
1 |
14.11 |
31. |
Построение графика функции y=f(x+a) |
1 |
19.11 |
32. |
Построение графиков функции y=f(x+a)+b и y=kf +b |
1 |
20.11 |
33. |
Квадратичная функция |
1 |
21.11 |
34. |
Алгоритм построения графика квадратичной функции |
1 |
26.11 |
35. |
Построение графика квадратичной функции |
1 |
27.11 |
36. |
Построение графика квадратичной функции |
1 |
28.11 |
37. |
Свойства квадратичной функции |
1 |
03.12 |
38. |
Свойства квадратичной функции |
1 |
04.12 |
39. |
Обзорный урок по теме «Квадратичная функция, ее график и свойства» |
1 |
05.12 |
40. |
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция, ее график и свойства» |
1 |
10.12 |
41. |
Алгоритм решения квадратных неравенств |
1 |
11.12 |
42. |
Решение квадратных неравенств |
1 |
12.12 |
43. |
Решение квадратных неравенств |
1 |
17.12 |
44. |
Решение квадратных неравенств |
1 |
18.12 |
45. |
Задания, сводящиеся к решению квадратных неравенств |
1 |
19.12 |
46. |
Задания, сводящиеся к решению квадратных неравенств |
1 |
24.12 |
47. |
Графический метод решения систем уравнений с двумя переменными |
1 |
25.12 |
48. |
Решение систем уравнений методом подстановки |
1 |
26.12 |
49. |
Решение систем уравнений методом подстановки |
1 |
14.01 |
50. |
Решение систем уравнений методом сложения |
1 |
15.01 |
51. |
Метод замены переменных при решении систем уравнений |
1 |
16.01 |
52. |
Определение количества решений системы уравнений |
1 |
21.01 |
53. |
Математическая модель задачи |
1 |
22.01 |
54. |
Этапы решения прикладной задачи |
1 |
23.01 |
55. |
Решение прикладных задач с помощью системы уравнений с двумя переменными |
1 |
28.01 |
56. |
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени |
1 |
29.01 |
57. |
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени |
1 |
30.01 |
58. |
Обзорный урок по теме «Решение квадратных неравенств» |
1 |
04.02 |
59. |
Контрольная работа №3 по теме «Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными» |
1 |
05.02 |
|
Элементы прикладной математики (15 часов) |
15 |
|
60. |
Процентные расчеты |
1 |
06.02 |
61. |
Процентные расчеты |
1 |
11.02 |
62. |
Абсолютная и относительная погрешности |
1 |
12.02 |
63. |
Комбинаторное правило суммы |
1 |
13.02 |
64. |
Комбинаторное правило произведения |
1 |
18.02 |
65. |
Комбинаторное правило произведения |
1 |
19.02 |
66. |
Частота и вероятность случайного события |
1 |
20.02 |
67. |
Частота и вероятность случайного события |
1 |
25.02 |
68. |
Классическое определение вероятности |
1 |
26.02 |
69. |
Классическое определение вероятности |
1 |
27.02 |
70. |
Сбор данных. Способы представления данных и их анализ |
1 |
03.03 |
71. |
Статистические характеристики для анализа данных |
1 |
04.03 |
72. |
Решение статистических задач |
1 |
05.03 |
73. |
Обзорный урок по теме «Элементы прикладной математики»
|
1 |
10.03 |
74. |
Контрольная работа №4 по теме «Элементы прикладной математики» |
1 |
11.03 |
|
Числовые последовательности (17 часов) |
17 |
|
75. |
Числовые последовательности |
1 |
12.03 |
76. |
Арифметическая прогрессия |
1 |
17.03 |
77. |
Арифметическая прогрессия |
1 |
18.03 |
78. |
Арифметическая прогрессия |
1 |
19.03 |
79. |
Арифметическая прогрессия |
1 |
31.03 |
80. |
Сумма n первых членов арифметической прогрессии |
1 |
01.04 |
81. |
Сумма n первых членов арифметической прогрессии |
1 |
02.04 |
82. |
Сумма n первых членов арифметической прогрессии |
1 |
07.04 |
83. |
Геометрическая прогрессия |
1 |
08.04 |
84. |
Геометрическая прогрессия |
1 |
09.04 |
85. |
Геометрическая прогрессия |
1 |
14.04 |
86. |
Сумма n первых членов геометрической прогрессии |
1 |
15.04 |
87. |
Сумма n первых членов геометрической прогрессии |
1 |
16.04 |
88. |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии |
1 |
21.04 |
89. |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии |
1 |
22.04 |
90. |
Обзорный урок по теме «Числовые последовательности» |
1 |
23.04 |
91. |
Контрольная работа №5 по теме «Числовые последовательности » |
1 |
28.04 |
|
Повторение и систематизация учебного материала (9 ч) |
9 |
|
92. |
Действия с рациональными дробями |
1 |
29.04 |
93. |
Свойства степени с целым показателем |
1 |
30.04 |
94. |
Свойства арифметического квадратного корня |
1 |
06.05 |
95. |
Квадратные уравнения. Теорема Виета |
1 |
07.05 |
96. |
Системы линейных неравенств с одной переменной |
1 |
12.05 |
97. |
Квадратичная функция, ее график и свойства |
1 |
13.05 |
98. |
Решение квадратных неравенств |
1 |
14.05 |
99. |
Системы уравнений с двумя переменными |
1 |
19.05 |
100. |
Элементы прикладной математики |
1 |
20.05 |
101. |
Проверочная работа |
1 |
21.05 |
РАЗРАБОТКА УРОКА
«Десятичные дроби и ЗДОРОВЫЙ ОБОРАЗ ЖИЗНИ".
Математика 9 класс
Голдобина С.Н.,
учитель математики
МБОУ СОШ №12
Тема: «Повторение десятичных дробей и ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ".
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Проблема: Курить или быть здоровым? Выбирайте сами!
Цели:
Образовательные: – закрепить и отработать практические умения и навыки перевода обыкновенной дроби в десятичную, изображение дробей на координатной прямой, сравнение десятичных дробей на примерах решения задач; – помочь развить познавательный интерес к изучению дробей.
Воспитательные: – пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения, гигиене, правильном питании; – способствовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни: «Курить или быть здоровым?».
Развивающие:
– способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного в понимании поставленного вопроса, переноса знаний в новую ситуацию, развитию общения как метода научного познания, внимания и памяти.
Оборудование: доска, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал, раздаточный материал (по количеству обучающихся), маршрутный лист для каждого ученика, учебник, задачник.
Этапы урока:
1. Организационный этап. (2 мин)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (9 мин)
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии. (28 мин)
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин)
5. Рефлексивно-оценочный этап.(4 мин)
Ход урока.
1. Организационный момент. (2 мин). Проверка готовности к уроку. Я надеюсь, что следующие 45 минут нашего с вами взаимодействия будут комфортными и плодотворными. Для этого посмотрим, все ли готовы к уроку. На вашем рабочем месте вы увидите: маршрутный лист, в котором вы будете выполнять задания, к тому же нам понадобятся учебник, задачник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности, дневник.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы и целей урока.(9 мин)
Слайд 1. Учитель: Давайте посмотрим на экран. Ваша задача – заметить, какими словами можно объединить, на первый взгляд, ничем несвязанные картинки. (спорт, ЗОЖ, десятичные дроби)
Слайд 2.Тема урока: «Десятичные дроби и здоровый образ жизни".
Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества - это здоровое человеческое будущее без вредных привычек.
В соответствии теме урока, что мы должны вспомнить и закрепить сегодня?
Слайд 3. Цели и задачи урока.
Всмомнить: Как записываются десятичные дроби;
Как переводить обыкновенную дробь в десятичную;
Какую можно обыкновенную дробь перевести в десятичную;
Как сравнивать десятичные дроби;
Как изображаются десятичные дроби на координатной прямой;
Какие вредные привычки бывают;
Закрепить эти знания при решении задач;
Развивать внимание, память, речь.
Какие вредные привычки вы знаете? (курение, алкоголь, переедание, вредная еда, недосыпание, гаджиты, сидячий образ жизни)
Что же надо соблюдать, чтобы быть здоровым? (гигиену, не иметь вредных привычек, соблюдать режим дня, правильно питаться)
Слайд 4. Ещё Сократ говорил: ЗДОРОВЬЕ – НЕ ВСЕ, НО БЕЗ ЗДОРОВЬЯ – НИЧТО.
Речь сегодня пойдёт о: Гигиене, Вреде курения, Режиме учебного времени, Правильном питании.
Наш урок необычен еще тем, что свою работу вы будите оценивать в маршрутном листе, который лежит у вас на столе. На уроке мы будем работать индивидуально, в парах, с места и у доски.
III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии.(28 мин)
Слайд 5. Сегодня вам надо решить очень важную проблему: Быть здоровым или зависеть от привычек?
Сдайд 6. Давайте начнём с устного счёта.
Слайд 7. Проведём математический диктант. Подпишите свои листочки.
№ 1. запишите в виде десятичной дроби.
Слайд 8. Проверь и оцени себя сам.
Слайд 9. № 2. Запишите в виде обыкновенной дроби.
Слайд 10. Отдайте свой листок на проверку соседу по парте.
Давайте поразмыслим с вами над некоторыми фактами с точки зрения математики.
Слайд 11. Задача 1 Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 380 000 микробов.
Какая же это часть микробов?
Ответ: 1/100=0,01
Слайд 12. Статистика показывает:
1) что каждый 17-й человек из 20-ти грызёт ногти. Какая это десятичная дробь? (0,85)
2) Что каждый 49-й человек из 50-ти переедает. Какая это десятичная дробь? (0,98)
3) Что каждый из 3-й человек из 5-ти курит. Какая это десятичная дробь? (0,6)
4) Что каждый из 3-й человек из 4-х ведёт сидячий образ жизни. Какая это десятичная дробь? (0,75)
5) Что каждый 16-й человек из 25-ти недополучает витамины. Какая это десятичная дробь? (0,64)
6) человек должен спать 9 часов из 24-х. Какая это десятичная дробь? (9/24=3/8=375/1000=0,375)(Дети могут сказать, что её нельзя перевести в дес. дробь, так как в знаменателе есть множитель 3. Тогда надо обратиться к правилу в учебнике с. 50, 51)
Слайд 13. Какая из этих дробей
0,85 ; 0,98 ; 0,6 ; 0,75 ; 0,64; 0,375
соответствует точке на числовом луче?

Слайд 14. Давайте вспомним, какие обыкновенные дроби можно перевести в десятичные? (с. 50,51 учебник)
Физкультминутка: встаньте из–за столов. Я буду называть вам обыкновенную дробь, и если её можно перевести в десятичную то вы – вращаете руками вперёд, если нет – то назад.
Слайд 15.
А)Сколько раз в день рекомендуют питаться врачи? (4 раза)
Б) На какую еду приходится большая часть нормы питания за день? (на обед)
В) На какую половину дня приходится большая часть нормы питания: до полудня или после? (поровну)
ЗОЖ – это не только спорт, но и правильное питание
Слайд 16. Здоровый образ жизни - правильное питание
В пище содержатся основные питательные вещества, которые являются
· строительным материалом для организма человека,
· источником энергии,
· укрепляют иммунитет.
Задача.
1. Детям 11-15 лет необходимо потреблять в день на каждые 10 кг своей массы белков 26 г, жиров 23 г, углеводов 104 г. Сколько это кг?
Ответ: 0,026 кг, 0,023 кг, 0,104 кг.
Слайд 17. ЗОЖ – это не курить.
1. Смертельная доза никотина для человека от 50 до 100 мг. В сигарете содержится
0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие 1/5. Сколько мг никотина попадает в лёгкие?
Слайд 18. 
Слайд 19.
Задание на сравнение дес. дробей.
Определите какого ядовитого вещества
больше и меньше всего содержится в сигарете,
если в одной сигарете:
· 0,02 никотина.
· синильной кислоты 0,01.
· табачного дёгтя 0,15
· окиси углерода 0,09
· Полония 0,06
(Ответ: табачного дёгтя, синильной кислоты )
Слайд 20. Опасные дозы
Никотин - 50-100 мг смертельная доза ( 94 выкуренные сигареты)
Синильная кислота – смертельная доза составляет 1 мг/кг массы тела.
Табачный деготь – проходя через легкие, частично осаждается, в количестве до 1 кг. в год, что ведет к заболеванию раком верхних дыхательных путей в 10 раз чаще, чем некурящих.
Окись углерода - при вдыхании больших концентраций окиси углерода наблюдается молниеносная форма отравления.(1 минута курения равна 4 минутам вдыхания выхлопных газов)4
Полоний - человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает дозу радиации, в 3.5 раза большую, чем биологически допустимая. Радиоактивный фон организма курящего в 30 раз выше, чем у некурящего.
Слайд 21.
1. Человеку в день надо проходить расстояние не меньшее 9 км 80 м. Сколько это в километрах?(9,08 км)
2. Человек, который привык большую часть времени проводить за компьютером или телевизором поправляется за неделю на 340 грамм. Сколько это в килограммах? (0,34 кг)
!!! Слайд 22. с. 58 Подведём итоги № 2 а, 3, 4, 5. (если остаётся время)
Слайд 23.
Вам предоставлены отрицательные качества, которые ухудшают здоровье, а вы подберите ему противоположное – положительное, которое сохраняет и укрепляет его.
1. Курение сигарет ----- сухофрукты, семечки.
2. Употребление алкоголя ------- сок, вода
3. Переедание ------ умеренное здоровое питание
4. Гиподинамия (малая двигательная активность) ----спорт
5. Чувство ненависти к окружающим ----- любовь
IV. Слайд 24. Домашнее задание(2 мин):
Учебник
с. 58 Подведём итоги
№ 2 б, 6, 7 а-г, 9 в, 10 б, 11 в.
Творческое задание для желающих: придумать четверостишие о здоровом образе жизни, о вреде курения.
https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/11/23/urok-po-matematike-v-6-klasse-matematika-i-zdorovyy-obraz-zhizni
https://videouroki.net/razrabotki/urok-matematiki-o-zdorove-matematicheskimi-raschetami.html
http://pedsovet.su/load/33-1-0-50057
http://pedsovet.su/load/33-1-0-50057
https://infourok.ru/material.html?mid=21044
Урок информатики в 9 классе
13.03.2013
Тема: Построение диаграмм в ExСel.
Цель: Построение диаграмм для наглядного отображения табличных данных. Связать учебный материал с жизнью школы, семьи, народа.
Задачи:
1. Научить использовать возможности Exсel для построения диаграмм;
2. Сформировать навык выбора более удачного типа диаграмм;
3. Закрепить практические навыки работы в Excel.
4. Заинтересовать возможностями Excel.
5. Побудить к добру.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя.
2. Презентация «Типы и виды диаграмм».
3. Проверка усвоения необходимых теоретических знаний для выполнения практической работы.
4. Практическая работа
5. Итоги урока.
6. Оценка деятельности учащихся.
7. Выводы.
1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
1) ячейка;
2)строка;
3)столбец;
4)формула. |
4 .Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
1)11D;
2)F12;
3)АБ3;
4)В1А.
|
2. В электронной таблице ячейкой называют:
1)горизонтальную строку;
2)вертикальный столбец;
3)пересечение строки и столбца;
4)курсор– рамку на экране. |
5. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1)число;
2)текст;
3)лист;
4)формула. |
3. В электронной таблице невозможно удалить:
1) строку;
2)столбец;
3) содержимое ячейки;
4) имя ячейки. |
6.Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:
1)$;
2)f;
3)*;
4)=. |
1. Ребята, Тема нашего сегодняшнего урока – «Построение диаграмм в Excel». На предыдущих уроках мы уже учились строить диаграммы.
Вопрос: -Давайте вспомним, что же такое диаграмма?
Диаграмма – это графическое представление данных рабочего листа. Запишите это определение в тетрадь.
Вопрос: - Зачем нужны диаграммы?
Данные, представленные в графическом виде, становятся более наглядными и понятными.
Таково свойство человеческой психики: наглядность – важнейшее условие для понимания.
Excel дает возможность представить информацию не только в виде рабочего листа, т.е. в виде таблицы, но и в виде диаграммы, которая облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.
Для построения диаграмм в Excel служит специальный инструмент – Мастер диаграмм.
Электронные таблицы Excel дает возможность использовать 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Это могут быть гистограммы, линейчатые диаграммы, графики, круговые и т.д.
Какую же диаграмму выбрать, чтобы представить данные наиболее наглядно?
На этот вопрос мы и должны ответить на сегодняшнем уроке.
2. Презентация.
Сегодня мы рассмотрим применение 6 типов диаграмм. По назначению их можно разделить на 3 группы:
- Диаграммы для наглядного представления процессов изменения величин (график);
- Диаграммы для наглядного представления о соотношении величин (круговая, кольцевая, обычная гистограмма, линейчатая);
- Диаграммы для наглядного представления многорядных данных (гистограмма с накоплением, линейчатая с накоплением, диаграмма с областями);
Во время просмотра презентации и объяснения учителя учащиеся заполняют в тетради таблицу:
|
Тип диаграммы |
Назначение |
1. |
Круговая |
Отражает соотношение частей и целого. Можно представить только один ряд значений. |
2. |
Кольцевая |
Отражает соотношение частей и целого. Можно показать несколько рядов данных. |
3. |
Линейчатая |
Отражает соотношение величин. |
4. |
Гистограмма |
Показывает изменения в течение некоторого периода времени. |
5. |
График |
Отображает изменение данных за равные промежутки времени. |
6. |
С областями |
Показывает изменение общего количества в течение какого-то периода времени и вклад каждого ряда данных в сумму значений рядов. |
3. А теперь давайте ответим на вопросы:
1. Что такое диаграмма?
2. Какие типы диаграмм вы знаете?
3. Какие основные виды диаграмм?
4. Что такое Мастер диаграмм?
5. А сейчас перейдем к практическому применению знаний, которые вы сегодня получили. Урок у нас необычный потому, в школе сегодня праздник масленицы.
Кто помнит когда этот праздник у нас состоялся в первый раз.
Какие чувства вызывает масленица
В создании проекта что вы для себя открыли
что вы узнали из семьи
давайте добавим еще один элемент в ваш электронный продукт проекта масленица.
Построим диаграммы.
Физминутка
А сейчас добавим тоже продукт табличного процессора ехсel, но необычного.
Оказывается можно вышивать орнаменты, конечно же виртуально. Тем более как раз в это время в старину наши предки начинали этот процесс, в время когда день начинает увеличиваться, прилетают птицы, земля расцветает …
Посмотрите пример УЗОРЫ
Откройте копию узоры что произошло с листом книги ехсel, изменился формат.
Давайте посмотрим презентацию символы:
Скажите мы должны помнить об истории вышивки , традициях масленицы, истории своего народа.
А теперь попробуйте изобразить какой-нибудь символ, пусть этот символ в праздник Масленицы свяжет вас с вашими предками с теми кто жил раньше где мы сейчас живем,
Рефлексия
Пусть этот символ будет завершением нашего проекта
Понравилась ли в участвовать в этом проект, чем
Довольны ли вы всей своей работой в проекте или были отрицательные моменты
Масленичная неделя заканчивается чем прощеным воскресеньем, в котором человек освобождается от груза обид, непонимания.
Итогом масленицы является сожжение чучела, которое символизирует все плохое, грязь которое накопилось в доме сгорает в огне, поэтому давайте напишем от чего бы мы хотели избавиться в предшествующий период, чтобы у нас в школе, в семье, в городе, в стране стало лучше.