Инклюзивное обучение
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ
Голдобиной Светланы Николаевны

Инклюзивное обучение

 

 


Управление образования Красносулинского района

X районный  конкурс дидактических материалов и

развивающих методик по работе с высокомотивированными  детьми

и детьми с выдающимися способностями «Поиск-2016».

 

 

 

 

 

 

Номинация:

7. Методические разработки по созданию инклюзивного пространства

 для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

 

 

Тема «Модель создания инклюзивного пространства

для детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы»

 

 

 

 

 

 

Автор  Голдобина С.Н.

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №12

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Красный Сулин

2016 год

 

 

 

Содержание

 

 

 


1.     Пояснительная записка                                                            3

2.     Актуальность                                                                            4

3.     Концептуальные приоритеты модели                                    4

4.     Цель и задачи программы                                                        6

5.     План мероприятий в рамках реализации модели                  7

6.     Используемые образовательные технологии                        10

7.     Планируемые  результаты                                                       12

8.     Оценка эффективности                                                            12

9.     Список литературы                                                                  13

 


 

1.     Пояснительная записка

 

Интеграция детей-инвалидов  в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, происходящий в нашем государстве. Его основой является готовность общества переосмыслить всю систему отношения к инвалидам с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Очень  важным  является  решение вопросов,  связанных  с  обеспечением  тех  необходимых условий,  которые  позволят данной  категории  детей  включиться  в  полноценный  процесс  образования наряду  со  здоровыми  детьми.  Естественно,  что  не  все  категории  детей-инвалидов  могут  обучаться  в  условиях  массовой  общеобразовательной школы, но большая часть могут.

Ребенок-инвалид  в  большей  степени,  чем  здоровый  ребенок, подвергнут  влиянию  ближайшего  окружения;  отношение  ближайшего окружения  либо  усиливает   влияние  дефекта  на  личность  ребенка  и  его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Мы  осуществляем индивидуальное обучение детей-инвалидов  в  массовой общеобразовательной  школе при  условии  социально-педагогической  помощи  данной категории детей.

Под  социально-педагогической  помощью  ребенку-инвалиду  мы понимаем  комплекс  педагогических  мер,  направленных  на  развитие личности  ребенка,  имеющего  жизненные  ограничения,  обусловленные инвалидностью,  в  ходе  которого  формируется  адекватное  восприятие собственного «Я»  и  окружающей  действительности,  устойчивость  к внешним  и  внутренним  травмирующим  воздействиям,  способность адаптироваться  в  окружающую  среду  и  эффективно  с  ней взаимодействовать.

Социальная  реабилитация -  это целенаправленный  процесс  возвращения  ребенка  в продуктивную  полноценную  социальную  жизнь,  включения  его  в  систему общественных  отношений  в  ходе  специальным  образом  организованного обучения,  воспитания  и  создания  для  этого  оптимальных  условий,  а  также комплекса  педагогических  средств,  направленных  на целостное  развитие  ребенка  как  личности  в пределах  его психофизических возможностей. 

Социальная реабилитация – это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка-инвалида. Социально-реабилитационный компонент  помощи  детям-инвалидам  реализуется  на  основе индивидуальных  программ  социальной  реабилитации,  которые разрабатываются  совместно:  медицинский работник - социальный  педагог, педагог-психолог –  классный руководитель – ребенок – родители.

 

 

2.     Актуальность.

 

           Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет только увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок –инвалид.

На протяжении последних лет школа постоянно работает с обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении из-за ограниченных возможностей здоровья. Кроме  того в микрорайоне проживает 5 детей с ОВЗ, обучающихся в специализированных образовательных учреждениях.  В настоящий момент в МБОУ  СОШ № 12 из 138 учащихся, обучается 1 ребенок-инвалид с ОВЗ (имеющий заключение ПМПК). По рекомендации медиков и состоянию здоровья   ученик находится  на индивидуальном обучении. Использование дистанционных технологий на этот год отклонено родителями обучающегося. По мере возможности ученик посещает классные, общешкольные и городские мероприятия вместе со своими родителями и сверстниками.

 

Данная модель выстраивается при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, выявления потенциальных возможностей  роста и развития, которые имеются в образовательном учреждении.

 

3.     Концептуальные приоритеты модели

В качестве концептуальных приоритетов модели взяты основные принципы российской концепции инклюзивного  обучения:

Во-первых, это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе и своевременное оказание необходимой помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье;

Во-вторых, это создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей. Оказание специализированной коррекционной помощи и психологической поддержки, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Интеграция, как процесс, сближает обе образовательные системы – общую и специальную, делая границы между ними проницаемыми и вариативными.

Таким образом, инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии.

Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Инклюзия не сводится к открытым для детей-инвалидов дверям школы. Это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа всех субъектов образовательного процесса.

На сегодняшний день модель инклюзивного образования, апробируемая школой, представлена в схеме 1:

Ребенок  с ОВЗ,

 ребенок-инвалид

 

Семья, консультирование родителей

 

Заключение ПМПК

 

Обучающиеся

 

ме

 

Индивидуальный образовательный учебный план

 

Индивидуальные коррекционные маршруты

 

Педагог-психолог, классный руководитель

 

УУого пространства

длядетей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы.

ии учителям-предметникам

 

 

Контроль за успеваемостью, диагностика  социализации и адаптации

 

Диагностика

 

Учителя- предметники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Образование детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы № 12 базируется на идее принятия индивидуальности каждого отдельного ученика исследовательно, обучение и воспитание организовано таким образом чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Ребенок рассматривается как человек, ценность которого не зависит от его способностей и достижений. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, эти дети  нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. От этого жизнь ребенка становится разнообразной, а разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Организованный учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении помогает раскрывать каждого такого ученика с помощью глубокого, точечного индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.

         Психолого-педагогическая служба образовательного учреждения  учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику, учителям и родителям для достижения успеха. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

В ходе реализации инклюзивного образования у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.  Индивидуальная помощь, оказываемая ребенку, не отделяет и не изолирует его. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.

 

 

4.     Цель и задачи модели

Цель: cформировать эффективную систему интегративного включения детей-инвалидов в образовательную среду и социум с обеспечением  успешной психологической адаптации и социализации.

Задачи:

·        создать условия (кадровые, материально-технические, организационные и др.)  для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей-инвалидов и их родителей в образовательном пространстве МБОУ СОШ №12

 

·        обеспечить  детей-инвалидов необходимым комплексом   мероприятий для получения  ими общего образования, соответствующего  психофизиологическим особенностям обучающихся

 

·        регулировать взаимоотношения родителей, детей и педагогов, способствуя формированию толерантности у  всех взаимодействующих сторон образовательного процесса

 

·        оказать помощь детям-инвалидам в социальной адаптации, самоопределении и самореализации

 

 

 

 

5. План мероприятий

в рамках реализации модели:

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

 

Мероприятия, направленные на создание системы нормативно- информационного обеспечения обучения детей-инвалидов

 

1.

Локальные акты школы в части включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс(прием таких детей  с учетом рекомендаций ПМПК, обучение  на  основании индивидуаль-ного  учебного  плана, инструкция учителя предметника индивидуального обучения, заключение договора с родителями.)об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ

администрация школы

 август

 

 

Создание банка данных детей-инвалидов(изучение личности самого ребенка, состояние его интеллек-туальной, эмоциональной, волевой и других сфер) для разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации

педагоги

август

 

2.

Разработка методической документа-ции: 1.психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов

2. программы воспитания и социализации детей-инвалидов

Педагог-психолог, классный руководитель

август

 

Мероприятия, направленные на создание условий для обучения детей-инвалидов

 

1.

Создание инклюзивного пространства в ОУ:

1.Приобретение специализированного учебного инвентаря, комплектов развивающих игр, модульного оборудования

Администрация школы

При наличии финансирования

2.Формирование установок гуманизма, толерантности, взаимопомощи участ-ников образовательного процесса.

Администрация школы, классные руководители

Постоянно

 

3. Повышение  квалификации

педагогами

Администрация школы

Согласно плану

 

4. Организации временного режима обучения; рабочего  места  ребенка  с  ОВЗ

Администрация школы

сентябрь

3.

Вовлечение детей-инвалидов в мероприятия, проводимые социально-психологической службой, педагогами организаторами

Педагоги,

психологи,

педагоги, классные руководители

Постоянно

4.

Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения, адаптации, социализации детей -инвалидов.

медицинские работники,

педагоги, психолог, классный руководитель

Постоянно

5.

Вовлечение родителей в работу по адаптации, социализации детей-инвалидов.

Администрация, психолог

классный руководитель, педагоги

Постоянно

 Внедрение новых технологий, форм и методов работы

 

1.

Организация родительской школы просвещения психологической реабилитации детей - инвалидов

Администрация психолог

1 раз в четверть

2.

Разработка и внедрение комплекса технологий реабилитации, адаптации, социализации детей с ОВЗ, в том числе  детей - инвалидов с использованием средств культуры и искусства, с включением в данный процесс и членов семей инвалидов

педагоги

 постоянно

 

3.

Разработка индивидуальных образовательных программ детей –инвалидов, с учетом индидуального потенциала ребенка.

педагоги

сентябрь

 

Мероприятия по организации социального партнерства и взаимодействия

 

1.

Вовлечение детей-инвалидов и их семей в школьные и общегородские мероприятия

администрация,классный руководитель, педагоги.

Постоянно

2.

Содействие с ПМПК в реализации программ комплексной реабилитации детей-инвалидов

Администрация, психолог,

классный руководитель

Постоянно

Мероприятия по организации мониторинга индивидуальных достижений детей-инвалидов

1.

Оценка динамики учебных и внеучебных  достижений

педагоги

По четвертям

2.

  Обогащение  форм  взаимодействия  со  сверстниками  и  взрослыми  в различных формах деятельности

классный руководитель

По четвертям

3.

Качество инклюзивной среды

родители

По четвертям

 

 

 

 

6. Используемые образовательные технологии

 

Ведущие технологии:

 

1.                Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение - это одна из технологий обучения.  Информационные технологии в ОУ являются ведущим средством. Для обучения детей-инвалидов перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, через интернет.

 

2.                Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающая образовательная технология это система условий, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. 

Типы здоровьесберегающих технологий:

1.                Здоровьесберегающие (обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

2.                Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

3.                Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

4.                Воспитание культуры здоровья (психологические тренинги по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

5.                К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

3.                Развивающие технологии

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

·       проблемность обучения;

·       оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

·       индивидуализация и дифференциация обучения;

·       специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

 

4.Технологии компенсирующего обучения.

 К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
    Важное  значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•  урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•  дополнительные упражнения;
•  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

 

Сопутствующие технологии:

1.                  Коммуникативная

2.                  Социоигровая

3.                  Технологии социализации и адаптации: эстетотерапия, изотерапия, библиотерапия.

Эти технологии обеспечивают достижение поставленных организационных и методических целей, раскрывают творческий потенциал ребенка, развивают интеллектуальные, творческие и физические способности, формирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлекут ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Игровые технологии занимают важное место в учебно- воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

 

7.     Планируемые результаты

реализации модели инклюзивного обучения.

1.     Реализован  и  апробирован комплекс мероприятий, способствующий и направленный на социализацию детей-инвалидов в обществе, адаптацию детей инвалидов к школьной жизни.

2.     Созданы для детей-инвалидов равные с другими детьми возможности участия в жизни школы, общества.

3.     Повышение качества образовательных и воспитательных  услуг, предоставляемых детям-инвалидам в соответствии с индивидуальными потребностями.

4.     Выполнение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ по всем предметам в полном объёме.

5.     Повышение уровня толерантности у всех участников образовательного процесса.

8.     Оценка эффективности

реализации модели инклюзивного обучения

Реализация модели инклюзивного обучения в рамках общеобразовательной школы предполагает достижение следующих критериев эффективности:

-  когнитивный  критерий,  предполагающий  систему  знаний специалистов  о  проблеме  детской  инвалидности,  действиях  последствий дефекта на развитие личности ребенка, проблеме компенсации дефекта;

-  критерий  субъектности,   выражающийся  в  том,  что  ребенок-инвалид является не пассивным объектом процесса оказания ему помощи, а активным его участником;

-  критерий  эмоциональной  комфортности,  представляющий  собой умение  обеспечить  оптимальные  условия  для  комфортного  обучения ребенка-инвалида  в  условиях массовой школы  и  реализации  имеющихся  у него возможностей;

-  действенно-практический  критерий,  рассматриваемый  как система  умений  и  навыков  специалистов  по  организации  социально-педагогической  помощи  детям-инвалидам  в  условиях  массовой общеобразовательной школы.

   Для  того,  чтобы  оценить  эффективность  реализуемых  нами  в  ходе

работы  условий  оказания  ребенку-инвалиду социально-педагогической помощи  с целью  его  успешной  адаптации  в школе, мы  в начале и  в  конце   года  обучения  проводили  обследование  по  методике  оценки  психической  активности,  интереса, эмоционального  тонуса,  напряжения  и  комфортности  Н.А.  Курганского. Полученные  результаты  показали  положительную  динамику изменений  в  личности  нашего ребенка,  и достаточную степень их адаптации в процессе обучения в общеобразовательной  школе.

9. Литература

1. «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года.
2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)
3. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президент Российской  Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
5. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» - Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ
6. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599
7. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761

8. «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.

9. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06

10.Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт. Сост. А.А.Наумов, В.Р.Соколова, А.Н.Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012.

11.Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. – Волгоград: Учитель, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения